УРОК «ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ ЖИВОТНЫХ»
(6 класс)
Бабочкина Т.М. учитель биологии
МБОУ «Шемуршинская СОШ»
Шемуршинского района ЧР
Цель: расширение знаний учащихся о питании животных, о разнообразии способов получения пищи в связи с условиями жизни.
Задачи:
Личностные: у учащихся формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охраны.
Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями гетеротрофного питания, способами добывания пищи; учатся выделять существенные признаки питания животных; овладевают умением различать животных по способам добывания пищи.
Метапредметные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, классифицировать животных по способам добывания пищи; учатся работать с разными источниками информации, находить информацию о питании в учебнике.
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки, презентация.
Тип урока: комбинированный с использованием мультимедийной презентации.
ХОД УРОКА:
1. Актуализация знаний.
Учитель: Из курса природоведения вам известно, что все живые организмы питаются. Обратить внимание на экран (слайд №1). На берег была выброшена бутылка, а в бутылке был текст. Наша задачи – восстановить текст (устно). По цепочке читаем предложения.
«В л___ происходит процесс ф___а. Они зеленые, так как в них находится х__ро__лл, через прозрачную к__цу проникает солнечный ___. В кожнице есть з__ые клетки, они входят в состав ___ц. Через низ внутрь листа поступает ___ый газ, необходимый для _синте_. В результате обр____ор___чесике в___ва».
Учитель: Текст восстановили и вы уже знаете, что растения образуют органические вещества в процессе фотосинтеза.
В этой же бутылке помещены загадки. Нам с вами нужно отгадать загадки (слайд №2).
Загадки:
1. Под корой сосны и ели
Точит сложные тоннели,
Только к дятлу на обед,
Попадает (короед).
2. От зубастых щук таясь
Стороной прорыл (карась)
3. Все жуки, букашки, мушки – вкусный завтрак для (лягушки)
4. Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад, вперед по полю вскачь,
А зовется птица (грач)
5. В лесу мне видеть довелось
Как грыз кору могучий (лось)
2. Изучение нового материала.
Ребята, как вы думаете, о чём пойдет речь на сегодняшнем уроке? (о питании животных). Давайте, сформируем тему сегодняшнего урока и запишем её в тетради (слайд №3).
Тема: Особенности питания животных.
Мы должны узнать, какие приспособления есть у животных для добывания пищи?
1) Что такое процесс питания? (питание, процесс поступления питательных веществи энергии в организм)
2) А как растения получают необходимые им питательные вещества? (из почвы и в процессе фотосинтеза).
3) Могут ли животные, человек, бактерии и грибы создавать органические вещества из неорганических веществ и солнечной энергии? (нет).
Учитель: Человек, животные, бактерии, грибы питаются готовыми органическими веществами и в процессе питания животные используют солнечную энергию, накопленную в растениях.
И в настоящее время насчитываются более 1,5 млн. видов животных, которые приспособились жить и питаться в разных средах обитания.
Вопрос: А какие среды обитания, вы знаете? (водная, наземно-воздушная, почвенная).
А также средой жизни для многих животных служат организмы других животных, человека, растений. Это паразиты.
Вопрос: А как вы думаете, все ли животные питаются одинаковой пище? (нет).
Для этого откройте учебник на стр. 60-62.
Самостоятельная работа по учебнику (слайд №4).
Впишите в кластеры известные вам виды питания животных.
Слайд №5.
Записать в своих тетрадях слово: симбиоз- взаимовыгодное существование 2х организмов.
Вывод: Мы убедились, что животные питаются разнообразной пищей.
Физкультминутка.
Проблема: выяснить какие приспособления имеют животные для добывания пищи?
Показ презентации учащимися» Растительноядные, хищники, всеядные, симбионты, паразиты, трупоеды. Учащиеся заполняют таблицу в тетради. Слайд №6.
№ |
Группа животных |
Приспособление для добычи пищи |
1 |
Растительноядные |
|
2 |
Хищники |
|
3 |
Паразиты |
|
Вывод: Что все животные имеют приспособления для добычи животных.
Вопрос: Чем отличается питания животных от питания растений? Слайд №7. (растения питаются в процессе фотосинтеза, образуя органические вещества)
Учитель: Такой тип питания называют автотрофным (а животные питаются готовыми органическими веществами).
Такой тип питания называют гетеротрофным. Записи в тетрадях.
Автотрофные растения Гетеротрофные животные
Выводы по изложенному материалу делают ученики и после этого демонстрируется слайд №8.
1. Все животные обеспечивают себя питанием, используя для этого готовые органические вещества.
2. У животных имеются разнообразные приспособления для захвата добычи.
3. Существуют разные группы животных по способу питания.
Закрепление знаний.
Учитель: На урок были приглашены представители всех групп животных, но они, к сожалению приехать не смогли, а прислали телеграммы. Наша задача определить, кто является автором телеграмм. Слайд №9.
1. Телеграммы:
2. Мы ближе всех к авторам. Зря они нас не любят! Ведь некоторые из нас помогают им размножаться! (растительноядные)
3. Мы – самые беспощадные! Нет от нас спасения! Мы бы не были такими, только… (хищники).
4. Мы – санитары планеты. Без нас Земля быстро превратится в свалку! (трупоеды).
5. Мы – самые дружелюбные. Мы любим жить в мире и дружбе с другими существами! Мы очень много делаем друг для друга! (симбионты).
6. А мы – эгоисты! Себя обожаем! Хозяйскою пищей себя мы питаем! Вот только хищников не понимаем… Хозяев мы видеть живыми желаем! (паразиты).
Задание: Распределить животных по типам питания, слайд №10. Работа с карточками.
1 вариант: 1) орел, 2) гриф, 3) белка, 4) гадюка, 5) вирус
2 вариант: 1) лев, 2) гиена, 3) ласточка, 4) клещ, 5) голубь
3 вариант: 1) волк, 2) муха, 3) фазан, 4) пиявка, 5) свинья
1. Растительноядные.
2. Хищники.
3. Паразиты.
4. Всеядные.
(далее взаимопроверка работ, ответы и критерии оценок) слайд №11.
Ответы: 1 вариант: 2,4,1,2,3; 2 вариант: 2,4,2,3,1; 3 вариант: 2,4,1,3,5;
3. Составить синквейн о животных: Корова.
4. Рефлексия
Проанализируйте выполненную на уроке работу, поставьте пометки:
! – знал
+ – узнал новое
– не знал
? надо уточнить информацию
5. Домашнее задание.
Страница 60-62. Ответить на вопросы стр. 66-67.